Фрагмент для ознакомления
2
Кука, Мишель Делли Карпини и Лоуренса Джокобса, показала, что доля общественности, которая посещает публичные слушания, составляет лишь 25%. Так же большинство людей, которые их посещают, как правило, более образованы и богаты, что приводит к непропорциональному представлению точек зрения. Кроме того, граждане, посещающие публичные собрания являются теми, кто больше всего заинтересован и имеет экономический интерес в результате решения.
Кроме того, те, кто говорит, как правило, имеют самое сильное мнение, в то время как большинство людей, посещающих слушания, вообще не говорят.
Тем не менее, несмотря на все свои недостатки, публичные слушания все же остаются наиболее эффективным и простым механизмом взаимодействия с властью, именно благодаря своей консультативной природе. Однако стоит отметить, слушания бывают нескольких типов, что также влияет на их эффективность.
Порядок организации публичные слушаний определяется уставом территориальной громады. Однако предложения, которые вносятся по результатам публичных слушаний, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.
Кроме того, публичные слушания проводятся не реже одного раза в год. А территориальная община имеет право проводить публичные слушания - встречаться с депутатами соответствующего совета и должностными лицами местного самоуправления, во время которых члены территориальной общины могут заслушивать их, ставить вопросы и вносить предложения по решению проблем местного значения, относящихся к ведению местного самоуправления [4, c.34].
Предметом публичных слушаний в соответствии с законами являются «вопросы местного значения, относящиеся к ведению местного самоуправления».
Поэтому, как видим, законодатель рекомендует для россиян «консультативный» тип публичных слушаний. Однако в законе указывается, что урегулирование особенностей применения инструмента общественных слушаний в условиях каждой конкретной общины должно быть в Уставе территориальной общины.
В то же время закон не обязывает территориальные общины иметь свои уставы, а лишь предоставляет им такое право. В случае отсутствия Устава территориальной общины или на период до его принятия, может быть разработан и принят такой местный нормативный акт как Положение о публичных слушаниях.
Следует отметить, что процедуры проведения слушаний, почти в большинстве случаев являются неоправданно сложными. Это, опять же, связано с тем, что закон делегировал право урегулирования порядка проведения слушаний именно органам местного самоуправления путем принятия уставов общин. Кое-где кроме устава, порядок проведения слушаний дополнительно регулируется еще и отдельными положениями местного совета.
Иногда такой порядок вещей приводит к тому, что нормы Положения об общественных слушаниях противоречат требованиям Устава территориальной общины, часто сужая права территориальной общины.
В некоторых городах для проведения слушаний инициативной группе еще надо собрать подписи в поддержку проведения слушаний. В среднем, срок устанавливается в пределах 15 дней, а количество необходимых подписей колеблется от 250 до 800 [1, c.125]. Однако, публичные слушания проводятся по правилам общего собрания, поэтому необходимо собрать подписи 1/3 от общего количества граждан, проживающих в городе. Такой подход к процедуре организации публичных слушаний отбивает желание активных граждан производить любые действия еще на первом этапе. Процедура таким образом искусственно усложняется, и фактически подменяет собой другую форму общественного участия.
В публичных слушаниях, кроме членов общины, также участие принимают должностные лица органов местного самоуправления, депутаты городского совета. Часто для того, чтобы продвинуть или подавить ту или иную инициативу, приглашаются «свои люди», которые просто продавливают необходимое решение для городской власти, или заинтересованных лиц, подавая это под видом мнения общественности.
Например, в марте 2020 года в Москве состоялись общественные слушания относительно обоснованности подорожания в маршрутных такси. Были выражены предложения по проведению полного учета пассажиропотока на всех маршрутках в городе; провести осмотр транспортных средств на предмет их исправности и удобства; презентовать концепцию по внедрению «электронного билета» и согласовать с перевозчиками план реализации. Однако благодаря тому, что в зале наиболее активную позицию приняли представители от перевозчиков, никаких решений принято не было [4, c.34].
2. Порядок осуществления публичных слушаний
Что же касается вопросов, которые рассматриваются на общественных слушаниях, то они входят в пределы компетенции органов местной власти.
В публичных слушаниях на добровольных началах принимают участие члены территориальной общины. На них приглашаются должностные лица органов местного самоуправления, депутаты городского, районных горсоветов, руководители органов самоорганизации населения, представители местных ячеек политических партий и общественных организаций, руководители предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых связана с вопросами, которые обсуждаются.
Такая норма имеется в почти всех нормативных актах местных советов
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алмонд Г. Гражданская культура и стабильность демократии / Г. Алмонд, С. Верба // Полис. – М., 2012. – № 4. – С. 125–132.
2. Горохов А.Ю. Ценностно-смысловые основания политического участия активных сторонников политических партий / А.Ю. Горохов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2019. – № 54. – С. 348–350
3. Игнатюк Е.В. Правовое регулирование проведения публичных слушаний на уровне субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. – 2018. – № 3. – С. 149-156
4. Киричек А.И. К вопросу дифференциации содержания категорий «политическая активность», «политическое поведение», «политическое участие» / А.И. Киричек // Общество: политика, экономика, право. – М., 2011. – № 3. – С. 34–37.
5. Сергеева Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация как объект прогнозирования / Е.Я. Сергеева // Политолог: взгляды на современность. – М., 2015. – № 8. – С. 28–29
6. Соколов А.В. Нормативно-правовая база, регламентирующая участие граждан в процессе принятия решений / А.В. Соколов, А. Л. Лабунский / под ред. И. Ю. Киселева. – Ярославль: ЯрГУ, 2019. – №8. – С. 73–78
7. Шайхуллин М.С. Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления в Российской Федерации: монография / М.С. Шайхуллин. – М.: Юрлитинформ, 2016. – 304 с.